Установка дверей

Основные виды асфальтобетона

Выделяют несколько классификаций, в основе которых лежит не один параметр, а комплекс характеристик:

  1. По типу заполнителя (составу);
  2. По температуре изготовления и укладки;
  3. По пористости;
  4. По зернистости;
  5. По типу;
  6. По марке.

Все перечисленные критерии влияют на свойства материала, а также на сферу его применения. Даже в рамках асфальтирования одной территории, потому что при укладке часто используется несколько типов асфальтобетона. Цены на асфальт смотрите на monolit-resyrs.ru.

По составу

В зависимости от типа заполнителя выделяют три вида асфальтобетонных смесей:

  1. Песчаный
    Оптимальное решение для территорий с небольшими транспортными нагрузками. Обычно это пешеходные зоны, дворовые площадки, тротуары. Песок имеет невысокие эксплуатационные характеристики, стоит дешево.
  2. Гравийный
    Практически не используется, поскольку его заменяет щебеночный аналог. Раньше часто применялся при укладке дорог, пешеходных зон, поскольку имеет повышенные технические характеристики. Однако его прочности не хватает для дорог I и II категории.
  3. Щебеночный
    Высококачественное покрытие, которое рассчитано на большие транспортные нагрузки. Подходит для асфальтирования любых дорог, а также строительства аэродромов. Может применяться для создания пешеходных зон, но это невыгодно с экономической точки зрения.В зависимости от состава может быть щебеночным, щебеночно-мастичным. В первом случае в состав входит щебенка из твердых горных пород, которая служит каркасом покрытия. Во втором случае щебенка идет в комплекте с волокнистыми добавками, например, целлюлозными волокнами.

По типу асфальта и характеристикам

Технические характеристики и сферу применения асфальтобетона определяет не только наполнитель, но и его количество. Поэтому существует классификация смесей по типам:

  • Тип А содержит 55–65% камня. Это высокозернистые смеси. Обычно укладываются горячим методом.
  • Тип Б содержит меньше камня — 45–55%. Такие смеси могут использоваться как для горячей, так и для холодной укладки. В последнем случае на упаковке будет стоять маркировка «Х».
  • Тип В включает всего 35–45% камня. Тоже считается универсальным для холодного, горячего метода укладки.
  • Тип Г включает в состав большое количество песка, полученного с помощью дробления горных пород, просеивания. Демонстрирует высокую износостойкость, но малую прочность.
  • Тип Д создается путем дробления горных пород, относится к категории песчаных материалов.

Тип влияет не только на сферу использования, но и на конечную цену строительных работ.

По температуре укладки

В основе еще одной классификации лежит технология укладки и состав. Согласно ей, все асфальтобетонные смеси делятся на три группы:

  1. Горячий метод
    Основная технология асфальтирования автомобильных дорог с высокими и средними транспортными нагрузками. Причина популярности состоит в том, что способ довольно дешевый, а покрытие получается прочным. Согласно СНиПу, смесь разогревается до 120–130 градусов, чтобы при укладке ее температура не падала ниже 100 градусов. При этом температура воздуха должна быть не менее 5%, а погода — сухой.Этапы укладки:
    • Битум разогревается в отдельной таре, а затем переливается в смеситель, где уже находятся остальные составляющие: щебенка, песок, минеральный порошок. Смеситель постоянно вращается, пока едет на место асфальтирования.
    • Асфальт выгружается на подготовленное основание и равномерно распределяется по поверхности. Часто для этой цели используется асфальтоукладчик. Толщина слоя составляет 5 см.
    • Слой тщательно утрамбовывается вибрационным катком или ручным инструментом, когда площадка небольшая. Если нужно укрепить поверхность, укладывается второй слой асфальта обычно в 5 см, который тщательно трамбуется. Между слоями может укладываться геосетка, проводится пропитка битумной эмульсией, чтобы увеличить адгезию материалов.
  2. Холодный метод
    Применяется для ямочного ремонта круглый год, а также для асфальтирования небольших территорий, подъездных путей с малыми транспортными нагрузками. Не нужно разогревать перед укладкой, поскольку битум разжижается с помощью растворителя. Такой подход позволяет проводить работы даже в небольшой мороз.Этапы укладки:
    • Убирается крупный мусор.
    • Болгаркой или дорожной пилой обрезаются края ямы. Лучше проводить обрезку под углом 90 градусов.
    • Убираются обрезки асфальта, пыль, песок. Может производиться обеспыливание с помощью воды. Допускается небольшое количество жидкости на дне.
    • Если яма слишком глубокая, засыпается щебенка, чтобы сократить расход асфальтной крошки.
    • Стенки пропитываются битумом для усиления адгезии старого покрытия с новой заплаткой.
    • Засыпается готовая смесь холодного асфальта. Толщина слоя составляет 5 мм + 1 мм на утрамбовку.
    • Проводится трамбовка ручным способом или с помощью виброплиты. Нормально, если после проведения трамбовки заплатка немного выступает над уровнем дороги. Со временем она сравняется с дорогой.
    • Сверху заплатка посыпается песком, чтобы колеса автомобилей не прилипали и не повреждали заплатку.Недостаток в том, что этот тип асфальтобетонных смесей не может использоваться для покрытия больших территорий, дорог с высокими транспортными нагрузками. После укладки слой нужно хорошо утрамбовать.
  3. Литой асфальт
    Разновидность горячего асфальта, которая не нуждается в уплотнении. Благодаря составу имеет повышенные физико-механические характеристики. Это жидкое вещество, которое в процессе высыхания становится прочным и твердым. Остаточная пористость остается в пределах 2%. При укладке ее нужно разогревать до 190–230 градусов.
    Для справки! Литой асфальт не получил широкого распространения в России, поскольку имеет дорогостоящую и сложную технологию производства. Количество битума — более 10% от общего объема, количество минерального порошка — около 20-30%. Песок и щебень подбирается высокого качества. Пластичность смеси обеспечивают полимеры. Кроме этого, для укладки привлекается сложная техника, которая обязана разогревать вещество до 200 градусов. Обязательное условие для проведения работ — сухая и теплая погода.

По степени пористости

Давайте разберемся, какой бывает асфальт по остаточной степени пористости:

  • Высокоплотный — 1–2,5%.
  • Плотный — 2,5–5%.
  • Пористый — 5–10%.
  • Высокопористый — 10–18%.

Обычно высокопористые смеси пускаются на создание нижнего слоя, чтобы повысить стойкость к нагрузкам. Но в этом случае верхний слой создается из плотных или высокоплотных смесей, чтобы добиться нужно степени прочности.

По зернистости

Величина фракций материала не менее важна. Щебень может разбиваться на мелкие и крупные части, а песок автоматически является мелкозернистым.

  • Песчаные
    Диаметр фракций достигает 10 мм. Чтобы получить такую смесь, нужно добавить песок в качестве одного из заполнителей. Однако в этом случае снизятся технические
  • Мелкозернистые
    Диаметр фракций будет больше — до 20 мм. Получить такую смесь можно, раздробив щебень или гравий. Последний обеспечит повышенные технические характеристики. Обычно такой вариант применяется для создания верхнего слоя асфальта. Его укладывают на слой крупнозернистой смеси, чтобы добиться высокой плотности. Мелкие фракции успешно заполняют образовавшиеся пустоты.Мелкозернистые смеси отличаются высокой прочностью, но подвержены формированию колеи. Однако проблема решается с помощью высококачественных составов.
  • Крупнозернистые
    Максимальный диаметр фракций достигает 40 мм. Эта смесь делается из гравия или щебня, используется для укладки нижнего стабилизирующего слоя. В обязательном порядке дополняется верхним слоем из мелкозернистого асфальта.

По марке

Каждая марка бетона включает в себя материалы с разными показателями. Поэтому тип и марку дорожных асфальтобетонных смесей нужно выбирать под конкретную задачу.

  • Марка 1
    В эту категорию попадают разные смеси, которые объединяет между собой одно ключевое свойство — высокая прочность. В составе обязательно содержится щебень, кварцевый песок, битум, минеральные порошки. Смеси рекомендованы для формирования нижнего слоя асфальтобетона. Такие составы самые дорогие.
  • Марка 2
    Объединяет материалы, которые немного ниже по техническим характеристикам, чем аналоги марки 1. Стоит дешевле, а применяться может для решения любых задач. Например, для строительства, ремонта автодорог с большими транспортными нагрузками, асфальтирования частных территорий, парков и скверов.
  • Марка 3
    Плотный, но малопрочный асфальтобетон со щебнем в составе. Обычно производится на основе песка и минеральных порошков. Подходит для ремонта дорог, устройства покрытий с малыми транспортными нагрузками: тротуаров, пешеходных зон, аллей, площадок возле домов, а также общественных учреждений. Часто используется, когда требуется ямочный ремонт дорог и площадок.

Соотношение типов и марок асфальтобетонных смесей выглядит так:

МаркаСоставТип
1Песок/отсев, щебень, минеральный порошок, битумПлотные смеси А, Б, Г; высокопористые, пористые, высокоплотные
2Песок/отсев, щебень, минеральный порошок, битумПлотные смеси А, Б, В, Г, Д, пористые, высокопористые
3Песок/отсев дробления, минеральный порошок, битумПлотные смеси Б, В, Г, Д