Термоусадочная этикетка изготавливается из плёнки и может принимать форму любой упаковки — бутылки, банки, стакана и т.д., предотвращает продукт от вскрытия и подделки.
В настоящее время широкое применение в области упаковки и этикетирования продукции получила термоусадочная этикетка. Этот вид упаковки на основе ПВХ или ПЭТ пленки стал популярным в последние годы в основном благодаря своим уникальным свойствам. Во всем мире быстро развивается рынок термоусадочной этикетки. Появляются все новые области применения, совершенствуется технология изготовления.
Родиной термоусадочной этикетки считается Япония. Первоначально на российском рынке термоусадочной этикетки лидировала продукция стран Восточной Азии. Производство в России заключалось в основном в печати и усадке импортной пленке на конечном этапе. Это, конечно же, сказывалось на стоимости термоусадочной этикетки, и тормозило развитие применения в нашей стране. Но в последние три года позиции российских производителей термоусадочной этикетки укрепились. Этому способствует как производство самой продукции, так и выпуск оборудования для производства и применения термоусадочной этикетки отечественными фирмами. Главное, что по качеству продукция отечественных фирм, производящих термоусадочную этикетку не уступает зарубежным.
Термоусадочная этикетка выполняет ряд функций, ранее не свойственных этикеткам — повышает механическую прочность упаковки, скрывает дефекты производства тары сложной формы, делает ее непроницаемой для УФ лучей, термо- и влагостойкой.
Перспективным направлением развития индустрии упаковки в настоящее время является применение различных сложных геометрических форм, применение новых технологий полиграфии, производства и обработки материалов упаковки. В основном речь идет о использовании пластмасс. При использовании для упаковки продукции тары со сложной криволинейной поверхностью выигрышным, а порой и единственно возможным решением является применение термоусадочной этикетки.
Расширяется и рынок применения термоусадочной этикетки. Если раньше часто ее заказывали для этикетирования дорогой алкогольной продукции, то в настоящее время термоусадочную этикетку применяют в фармацевтике, косметике, бытовой химии, пищевой, молочной, кондитерской промышленности. Все благодаря тому, что термоусадочная ПВХ и ПЭТ этикетка привлекает внимание, защищает продукцию от подделки, контролирует вскрытие изделия.
Основные преимущества использования термоусадочной ПВХ и ПЭТ этикетки по сравнению с другими видами заключаются в следующем:
- термоусадочная этикетка при нагреве способна принимать геометрическую форму упаковки любой конфигурации, плотно облегая ее при усадке. Это позволяет использовать ее как своеобразную тару, в которой объединяются в единое целое нескольких различных по форме и габаритам изделий.
- используемая пленка абсолютна прозрачна, что позволяет показать предлагаемый товар, не вскрывая упаковку, оценить внешний вид, натуральность или чистоту его содержимого.
- печать наноситься на внутреннюю сторону этикетки, чем обеспечивается ее стойкость к внешним воздействиям. Такая этикетка сохраняет свой первоначальный вид в течение длительного времени. Благодаря защите от УФ лучей краски надолго останутся в первоначальном состоянии.
- возможность получить уникальные эффекты оформления продукции.
- термоусадочную этикетку можно наносить на любой материал: металл, стекло, пластмассу, дерево.
- использование термоусадочной этикетки обеспечивает высокую степень защиты продукции от подделки.
- стойкость к УФ лучам защищает также и саму продукцию, что очень важно в некоторых случаях.
- обеспечивает контроль целостности упаковки и контроль вскрытия изделия.
- в случае разлива жидкостей под давлением защитить тару от разрыва.
- позволяет скрыть мелкие дефекты производства основной тары — наплывы, пузырьки воздуха, сколы, стыки и т.д. Особенно часто это помогает в случае повторного использования тары.
- высокая степень жесткости и плотность усадки термоусадочных пленок позволяет применять их для групповой упаковки изделий, предохраняя их от повреждения при транспортировке.
- использование для печати внутренней поверхности позволяет разместить различные призовые сувениры на упаковке вашего товара.
- возможность использовать один образец этикетки для разной продукции. Различные товары одного бренда упаковываются в разную по форме тару, а сверху надевается общая термоусадочная этикетка.
Таким образом, использование термоусадочной технологии в этикетках позволяет:
- Упаковывать изделия с различными геометрическими формами
- При разливе под давлением защитить бутылку от разрыва
- Наносить этикетку на любой материал: металл, стекло, пластмассу, дерево
- Защитить продукт от УФ лучей
- Скрыть дефекты тары (пузырьки воздуха, сколы, неровности)
- Защитить тару от подделки, повреждения и вскрытия
- Использовать возможность многомерного дизайна и высокое качество печати
- Применить уникальный эффект прозрачности
- Придать неповторимый, фирменный вид товару и выделить его из общей массы.
Термоусадочная пленка может быть прозрачной или полупрозрачной (слегка окрашенной), с матовой или глянцевой поверхностью. Пленка для термоусадочной этикетки имеет толщину 40 микрон и усаживается только в одном направлении.
По способу нанесения в основном используются два — это глубокая печать, и, при небольших тиражах, флексографический метод печати.
Качество выводимого на пленку изображения очень высокое, поэтому некоторые производители наносят на плену даже фото.
С точки зрения физико-химических свойств термоусадочная пленка представляет собой одноосноориентированную структуру ПВХ или ПЭТ толщиной 40-70 мкм.
ПВХ пленку используют в большинстве случаев, ПЭТ пленку целесообразно использовать если изображение сложное, повышенные требования к экологичности упаковки, требуется высокая степень усадки (например, для упаковки со сложными рельефом)
Наибольшее распространение термоусадочная этикетка получила в пищевой промышленности и бытовой химии.
Сейчас очень широко распространены термоусадочные колпачки, закрывающие крышку и горлышко, для защиты от вскрытия бутылки и нарушения акцизной марки.